Теория привязанности
Теория описывает динамику долговременных отношений между людьми. Наиболее важное положение теории привязанности состоит в том, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нём заботился (caretaker). Теория объясняет также, как взаимодействие родителей с ребёнком влияет на развитие последнего. Теория привязанности представляет собой междисциплинарное учение, включающее положения из психологии, теории эволюции и этологии. Она развилась из положений о синдроме лишения матери, которые впервые были сформулированны психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби в своём докладе, написанным после Второй мировой войны по инициативе ООН для решения проблем бездомных и осиротевших детей.
Теория утверждает, что дети развивают привязанность к тем людям, которые чувствительны и отзывчивы при социальном взаимодействии с ними. В то время, когда дети начинают ползать и ходить, они стремятся использовать объекты привязанности (знакомых людей) как надёжную базу (secure base), от которой начинается изучение мира и к которой они могут вернуться. Ответное отношение воспитателей (обычно — родителей) приводит к развитию определённого типа привязанности, который, в свою очередь, приводит к формированию внутренних рабочих моделей, которые определяют восприятие, эмоции, мысли и ожидания индивида в последующих взаимоотношениях.Беспокойство или скорбь после утраты объекта привязанности считается нормальной и адаптивной реакцией для ребёнка. Такие стратегии поведения могли развиться из-за того, что они увеличивали вероятность выживания ребёнка.
Поведение детей, связанное с привязанностью, проявляется главным образом в поисках близости с объектом привязанности. Чтобы разработать всеобъемлющую теорию природы ранней привязанности, Боулби исследовал множество научных областей, в частности, эволюционную биологию, теорию объектных отношений (направление психоанализа), теорию систем управления, а также ряд направлений этологии и когнитивной психологии. После предварительных статей, публиковавшихся с 1958 года, Боулби описал полную теорию в трилогии «Привязанность и потеря» (Attachment and Loss) (1969—1982).
Исследования, проведённые в 1960-х и 70-х годах Мэри Эйнсворт, специалистом по психологии развития, упрочили базовые понятия теории, ввели понятие «надёжной базы» и развили теорию для нескольких типов детской привязанности: безопасной, небезопасно-избегающей и небезопасно-тревожной. Четвёртый тип, дезорганизованная привязанность, был определён позже.
В 1980-х годах теория была расширена, включив понятие привязанности у взрослых. Элементы поведения, связанного с привязанностью, можно найти и в других типах взаимодействий, в том числе взаимоотношениях со сверстниками (для всех возрастов), романтическом и половом влечении, а также заботе о детях, больных, а также пожилых людях.
В первое время теория Боулби подвергалась критике со стороны академической психологии, а психоаналитическое сообщество исключило его за отступление от канонов психоанализа; однако с тех пор теория привязанности стала «главенствующим подходом к пониманию раннего социального развития, и привела к всплеску практических исследований по формированию близких взаимоотношений у детей». Позднее критика теории стала связана с темпераментом, сложностью социальных взаимодействий и ограничениями для классификаций у дискретных типов привязанности. По результатам практических исследований теория привязанности была существенно переработана, но общие понятия в целом сохранились. Теория привязанности заложила фундамент для новых способов лечения и дополнила некоторые существующие; её положения были использованы при разработке стратегий социальной защиты детей, направленных на поддержку отношений привязанности в раннем возрасте.
Привязанность у младенцев
В рамках теории привязанности понятие «привязанность» означает эмоциональную связь или узы между индивидуумом и объектом привязанности (обычно воспитателем). Такие связи могут быть взаимными между двумя взрослыми, но между ребёнком и воспитателем эти связи основаны на потребности ребёнка в безопасности, охране и защите, имеющими первостепенное значение во младенчестве и детстве. Теория утверждает, что дети привязываются к опекунам инстинктивно — из целей выживания — и, в конечном счёте, генетического воспроизводства. Биологической целью является выживание, а психологической — безопасность. Теория привязанности не является исчерпывающим описанием человеческих взаимоотношений, равно как она не синонимична любви и симпатии, хотя последние могут свидетельствовать о наличии связей. Во взаимоотношении «ребенок-взрослый» связь со стороны ребёнка называется «привязанностью», а ответное отношение воспитателя называется «заботой» (care-giving bond).
Дети привязываются к любому постоянному воспитателю, который проявляет чувствительность и отзывчивость в социальных взаимодействиях с ними. Причём качество такого социального обязательства имеет более важное значение, чем продолжительность потраченного времени. Обычно главным объектом привязанности выступает биологическая мать, но эту роль может взять на себя любой, кто продолжительное время последовательно проявляет материнское поведение на протяжении некоторого времени. В теории привязанности термин «материнское поведение» (англ. mothering) означает образ действий, включающий живое социальное взаимодействие с ребёнком и охотные ответные реакции на сигналы и обращения. Ничто в этой теории не указывает на то, что отцы не могут стать равноценными объектами привязанности, если они больше других заботятся о ребёнке и участвуют в соответствующем социальном взаимодействии.
Некоторые дети направляют соответствующее поведение (поиск близости) более чем на один объект привязанности почти сразу же, как только устанавливают различия между воспитателями; большинство приходят к этому на втором году жизни. В этом случае объекты выстраиваются в иерархию, а главный объект привязанности оказывается наверху. Задача поведенческой системы привязанности заключается в поддержании связи с доступным и открытым объектом привязанности. Активация поведенческой системы привязанности, которая вызывается страхом перед опасностью, называется «тревогой» (alarm). Предчувствие или страх оказаться отрезанным от объекта привязанности называется «беспокойством» (anxiety). Если объект недоступен или не отвечает, ребёнок начинает чувствовать беспокойство из-за разлуки (separation distress). У младенцев физическое разделение может вызвать беспокойство и злость, за которыми следуют грусть и отчаяние. К 3—4 годам физическое разделение более не является такой угрозой для связей ребёнка с объектом привязанности. Угрозы для чувства безопасности у старших детей и взрослых возникают от продолжительного отсутствия, нарушений в общении, эмоциональной недоступности или признаков отвержения или отказа.